Определение и цели системы
Система управления охраной труда (СУОТ) – это элемент общей системы управления организации, который занимается управлением и контролем рисков в сфере охраны здоровья и безопасности труда конкретного предприятия.
Основной задачей СУОТ является максимально благоприятное совмещение процесса производства и мероприятий и средств, направленных на усиление безопасности, гигиены труда и производственной среды, выполнение требований исполнительной трудовой и технологической дисциплины. СУОТ должна быть организована таким образом, чтобы все участвующие в производственном процессе были заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий труда и в повышении безопасности труда.
В систему управления охраной труда входят:
- организационную деятельность;
- работы по планированию;
- распределение ответственности;
- действия по разработке, воплощению, достижению целей, анализа итогов политики и мероприятий по охране труда на предприятии, а также дополнительные шаги по нахождению ресурсов для этих работ.
Нормативно-правовую базу для СУОТ составляют Федеральные законы РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также постановления Правительства России по вопросам охраны труда и другие нормативные документы.
Этапы разработки и создания СУОТ
Формирование системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования – это многоэтапная работа, которая начинается с разработки плана и постоянно совершенствуется.
Создать СУОТ можно в результате качественного выполнения таких мероприятий:
- На первом этапе осуществляется организация работ, которая включает в себя:
- формулирование основной идеи;
- образование и обучение рабочей группы проекта;
- первичное изучение системы управления предприятия;
- разработку программы работы;
- разделение ответственности и полномочий в системе управления.
- На втором этапе выполняется разработка основной концепции системы, которая содержит такие мероприятия:
- обучение персонала, в том числе руководителей;
- формирование политики;
- обсуждение концепции персоналом и утверждение ее всеми сотрудниками.
- Когда идея готова, ее необходимо задокументировать. Для начала осуществляется оформление документации 1-ого уровня. Для этого:
- устанавливается структура и состав документов СУОТ;
- готовится подробный график разработки и согласования документации;
- анализируется достоверность используемых нормативных актов, инструкций и т. д.;
- начало создания непосредственно Руководства.
- Следующая стадия – разработка документации 2-ого и 3-его уровня, которая предусматривает:
- подготовку оформленных процессов гарантии безопасности (если это необходимо);
- полное согласование и выпуск документов 1-ого и 2-ого уровней;
- уточнение оформленных документов (3-ий уровень);
- информирование всех сотрудников о выпуске документации и ознакомление с ней каждого.
- Далее, разработанная система управления вводится в действие путем проведения инструктажа, обучения и подготовки экспертов внутренней проверки и оценки СУОТ.
- Когда специалисты обучены и готовы к работе, СУОТ внедряется в процесс производства, осуществляется оценка его функционирования.
- После одобрения разработанной системы, должна быть оформлена заявка на получение сертификата.
Выполнение разработанных пунктов системы управления охраной труда всеми участниками производственного процесса обеспечит ее максимальную эффективность.