Вы здесь

Система управления охраной труда

Определение и цели системы

Система управления охраной труда (СУОТ) – это элемент общей системы управления организации, который занимается управлением и контролем рисков в сфере охраны здоровья и безопасности труда конкретного предприятия.

Основной задачей СУОТ является максимально благоприятное совмещение процесса производства и мероприятий и средств, направленных на усиление безопасности, гигиены труда и производственной среды, выполнение требований исполнительной трудовой и технологической дисциплины. СУОТ должна быть организована таким образом, чтобы все участвующие в производственном процессе были заинтересованы в создании наиболее благоприятных условий труда и в повышении безопасности труда.

В систему управления охраной труда входят:

  • организационную деятельность;
  • работы по планированию;
  • распределение ответственности;
  • действия по разработке, воплощению, достижению целей, анализа итогов политики и мероприятий по охране труда на предприятии, а также дополнительные шаги по нахождению ресурсов для этих работ.

Нормативно-правовую базу для СУОТ составляют Федеральные законы РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также постановления Правительства России по вопросам охраны труда и другие нормативные документы.

Этапы разработки и создания СУОТ

Формирование системы управления охраной труда и обеспечение ее функционирования – это многоэтапная работа, которая начинается с разработки плана и постоянно совершенствуется.

Создать СУОТ можно в результате качественного выполнения таких мероприятий:

  1. На первом этапе осуществляется организация работ, которая включает в себя:
  • формулирование основной идеи;
  • образование и обучение рабочей группы проекта;
  • первичное изучение системы управления предприятия;
  • разработку программы работы;
  • разделение ответственности и полномочий в системе управления.
  1. На втором этапе выполняется разработка основной концепции системы, которая содержит такие мероприятия:
  • обучение персонала, в том числе руководителей;
  • формирование политики;
  • обсуждение концепции персоналом и утверждение ее всеми сотрудниками.
  1. Когда идея готова, ее необходимо задокументировать. Для начала осуществляется оформление документации 1-ого уровня. Для этого:
  • устанавливается структура и состав документов СУОТ;
  • готовится подробный график разработки и согласования документации;
  • анализируется достоверность используемых нормативных актов, инструкций и т. д.;
  • начало создания непосредственно Руководства.
  1. Следующая стадия – разработка документации 2-ого и 3-его уровня, которая предусматривает:
  • подготовку оформленных процессов гарантии безопасности (если это необходимо);
  • полное согласование и выпуск документов 1-ого и 2-ого уровней;
  • уточнение оформленных документов (3-ий уровень);
  • информирование всех сотрудников о выпуске документации и ознакомление с ней каждого.
  1. Далее, разработанная система управления вводится в действие путем проведения инструктажа, обучения и подготовки экспертов внутренней проверки и оценки СУОТ.
  2. Когда специалисты обучены и готовы к работе, СУОТ внедряется в процесс производства, осуществляется оценка его функционирования.
  3. После одобрения разработанной системы, должна быть оформлена заявка на получение сертификата.

Выполнение разработанных пунктов системы управления охраной труда всеми участниками производственного процесса обеспечит ее максимальную эффективность. 

Получить консультацию