Железнодорожное сообщение играет огромную роль в жизни и развитии любого государства. В нашей стране на долю железной дороги приходится около 70% от общего числа перевозок всеми видами транспорта.
Обеспечить пожарную безопасность грузовых и пассажирских составов крайне важно, так как в них возможна перевозка горючих и легковоспламеняющихся веществ, а также имеется большое количество проводов.
Причины повышенной пожарной опасности ж/д станций и составов
Чтобы понять, насколько необходимо обеспечить безопасное функционирование поездов и станций, следует перечислить основные их характеристики:
- на грузовых, сортировочных и участковых станциях обычно находится большое количество разных железнодорожных эшелонов, расположенных на путях параллельно друг другу;
- на станциях и в пути имеется очень много вагонов, полувагонов, цистерн, контейнером и других емкостей, наполненных легковоспламеняющимися, горючими, пожаро- и взрывоопасными веществами, сжиженными газами, ядами, вредными твердыми материалами;
- сортировочные и грузовые станции обычно довольно густо застроены зданиями и сооружениями различного назначения, а также заполнены железнодорожными составами (прибывшими, ожидающими отъезда, стоящими на отстое);
- между эшелонами отсутствуют расстояния;
- противопожарное водоснабжение на станциях развито очень слабо;
- в пассажирских поездах огонь очень быстро охватывает весь вагон из-за наличия большого количества горючих материалов и узких проходов, не позволяющих людям быстро эвакуироваться;
- при сгорании некоторых предметов в воздух выделяются токсичные продукты горения.
В случае появления огня при перемещении состава по лесистой, болотистой и другой труднопроходимой местности, борьба с пожаром усложняется вследствие затрудненного подъезда пожарных машин.
Отсутствие разрывов между эшелонами также препятствуем быстрому тушению возгорания, так как огонь из-за этого очень быстро распространяется на большие расстояния.
Огромную роль в обеспечении безопасности на железной дороге играет правильное формирование и расформирование эшелонов. Превышать установленную скорость этих процессов категорически запрещено.
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на ж/д транспорте
Ответственным лицом за пожарную безопасность любого объекта (состав, станция, здание, дистанция и т. д.) является его директор. Руководитель обязан:
- отвести определенные места для курения;
- установить места хранения сырья и продукции;
- контролировать регулярность проведения техосмотров, ремонтов оборудования и помещений;
- проверять знание персоналом правил пожарной безопасности и обучать вновь прибывших людей;
- установить на своем объекте противопожарный режим;
- наблюдать за погрузкой и разгрузкой составов, соединением и разъединением эшелонов, подготовкой вагонов к отправке и т. д.
При подготовке железнодорожного транспорта в рейс необходимо тщательно проверять все имеющееся электрооборудование и электроустановки: они должны быть исправны и оснащены рабочими аппаратами защиты от замыкания и других аварийных режимов.
Необходимо проверить наличие в составе всех необходимых средств пожаротушения, состояние пожарной сигнализации, доступ к эвакуационным выходам и их исправность.
Перед отправлением поезда его должна проверить специальная комиссия по пожарной безопасности, которая постоянно действует на данном объекте. В соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования» проверке подлежат:
- потребители электричества;
- светильники и выключатели;
- управление электрооборудованием;
- экраны электропечей отопления, их заземление;
- аккумуляторные батареи и аппаратура в подвагонных ящиках;
- приборы связи;
- вентиляция.
В пути проводники обязаны следить за поведением пассажиров и за выполнением ими правил пожарной безопасности: запрещено применение открытого огня, использование не предусмотренных инструкцией приборов, курение в вагонах, провозить пожароопасные вещества.
Лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте категорически запрещено:
- пользоваться неразрешенными электроприборами и оставлять без присмотра работающее оборудование;
- самостоятельно заниматься ремонтом неисправных установок, в частности – регулятор напряжения генератора;
- сушить одежду в котельных, на печах или плитах;
- включать потребители электроэнергии без контроля за показаниями приборов;
- пользоваться несправными аккумуляторами или заряжать их не по правилам.
В случае возникновения пожара сотрудник железной дороги должен немедленно сообщить об этом вышестоящему руководству и приступить к самостоятельной борьбе с огнем при помощи имеющихся средств первичного пожаротушения.
Как устранить возгорание на станции
Для того чтобы тушение пожара на железнодорожной станции было возможным, на тупиковых водопроводных сетях установлены гидранты диаметром 100 мм и сделаны водоемы объемом 50 м3.
В рабочих парках создаются специальные посты, где содержится все противопожарное оборудование, а у крайних путей находятся пожарные гидранты. В водонапорных башнях на станциях всегда содержится запас воды на случай возникновения пожара.
Если принятых мер недостаточно, то можно использовать городской водопровод.