В любом учреждении, на любом объекте и помещении нужно следить за выполнением правил противопожарной безопасности. Особое внимание следует уделять обеспечению этой безопасности в общеобразовательных учреждениях – тут важно сохранить не только материальные ценности, но и здоровье находящихся внутри людей (обучающихсяи учителей) от пожаров и всевозможных аварийных ситуаций.
Противопожарная безопасность в учебных заведениях
В помещениях учебных заведений (школ, техникумов и высших учебных заведений) хранится большое количество материалов, веществ горючей природы, включая учебники, методические пособия, оборудование; приборов, светильников и многое другое. Кроме того, к особенностям учебных учреждений относят наличие большого скопления людей, находящихся на одной территории одновременно и трудность эвакуации при возникновении пожара.
Обеспечение противопожарной безопасности достигается за счет соблюдения правил, обучения сотрудников и учащихся, четкого следования инструкциям-действиям в случае пожара. Особое внимание следует уделять путям эвакуации – в наличии должно быть два эвакуационных пути, если один внезапно блокируется вследствие распространения очага возгорания, то второй оказывается свободным.
Основные правила противопожарной безопасности в учебных заведениях любого типа сводятся к выполнению следующих действий:
- После окончания лабораторных занятий нужно избавиться от пожаровзрывоопасных веществ из кабинетов и мастерских, перенося их в специально оборудованные комнаты.
- Число парт, размещенных в классе, должно соответствовать определенным санитарно-гигиеническим нормам.
- Работы, связанные с использованием взрывоопасных или химически активных веществ, должны проводиться в вытяжных шкафах с действующей вентиляцией.
- После использования легковоспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества собираются в предварительно подготовленную тару, которую в последствие, после окончания рабочего дня, убирают из помещения с целью утилизации.
- Решение о возможности использования в учебных заведениях оборудования с применением взрывоопасных веществ принимается специальной комиссией, состав которой утвержден приказом по учебному учреждению.
Инструкции (правила) по пожарной безопасности составляются с учетом функционального предназначения и особенностей здания (объекта). Правильный расчет пожарной опасности конкретного сооружения важен для предотвращения возникновения пожара. Термин «пожарная опасность» включает в себя технические свойства зданий, на основании которых и присваивается этому сооружению определенный класс.
Классификация зданий по функциональной опасности
Здания общеобразовательных учреждений – объекты, рассчитанные на массовое пребывание людей (там могут находиться одновременно 50 и больше человек). Здания по функциональной опасности разделяют на пять классов в соответствии со СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:
- Ф1 – объекты для постоянного и временного нахождения в них людей.
- Ф2 – здания развлекательного, просветительского и зрелищного типа (помещения закрытого и открытого вида) с присутствием в них большого количества посетителей.
- Ф3 – объекты-предприятия, обслуживающие людей (торговые комплексы, больницы, вокзалы и многие другие.
- Ф4 – заведения учебного типа (школы, ПТУ, проектные институты и организации).
- Ф5 – здания производственного типа, лаборатории.
Каждая из категорий разделяется на подкатегории. Так, категорию Ф4 можно разделить на четыре подкатегории. К Ф 4.1 относят школы, средние учебные и заведения и профессиональные училища. К Ф 4.2 относят учреждения высшего типа, институты повышения квалификации. К Ф.4.3 относят проектные институты, научно-исследовательские институты, помещения офисного типа и многие другие.
Таким образом, по классу функциональной опасности учебные заведения относят к категории Ф4. Класс помещения по пожарной опасности указывается в документации к объекту, такая классификация дает возможность свести риск возникновения пожара к нулю, а любой расчет показателей пожарного риска начинается с отнесением здания к классу функциональной опасности.