Обеспечение пожарной безопасности и безопасности
жизнедеятельности

Телефон: +7 (495) 797-65-01

Адрес: 125040, г. Москва, 1-я улица Ямского Поля, д.17, корп.12, офис 503

Техническое обслуживание пожарной сигнализации

Пожарная сигнализация (ПС) — лучший защитник объекта от пожара. Она обеспечивает своевременную подачу тревожного сигнала и срабатывание остальных противопожарных систем.

Однако безответственное отношение к пожарной сигнализации в период ее эксплуатации неизменно приводит к выходу из строя системы, следствием чего нередко являются потери человеческих жизней и материальных ценностей.

Чрезвычайно важно проводить регулярное техническое обслуживание (ТО) комплекса пожарной сигнализации, чтобы избежать неисправностей и гарантировать корректную работу системы.

Ответственность за исправность ПС

Выбирать, кто будет заниматься обслуживанием сигнализации на предприятии, имеет право руководитель или назначенное соответствующим приказом лицо. А заниматься непосредственно ТО системы может любая организация, у которой есть лицензия на проведение таких работ и разрешение МЧС.

Обычно заказчики предпочитают комплексное ведение дел и доверяют ТО пожарной сигнализации той же компании, которая производила монтаж.

Между заказчиком и исполнителем заключается договор, в котором отражаются такие нюансы:

  • доступ к компонентам системы ПС;
  • сроки выполнения услуг;
  • периодичность проведения профилактических процедур и ремонтов.

Важно обратиться за помощью к профессиональной компании,в надежности которой нет сомнений. Иначе первая государственная проверка обнаружит массу ошибок, за которые придется платить заказчику.

Виды технического обслуживания ПС

ТО пожарной сигнализации бывает двух видов:

  1. Плановое, или профилактическое. В процессе такого ТО проводятся работы, направленные на установление работоспособности компонентов системы. Частота осмотров зависит от категории обслуживаемого объекта и составляет 1 раз в год и 1 раз в полгода.
  2. Гарантийное. Такое ТО обычно предоставляется компаниями, которые занимались монтажом оборудования и поставкой материалов. Заводская гарантия дает заказчику уверенность в исправности системы, а гарантийное обслуживание освобождает от долгих поисков вышедших из строя деталей и мастеров по ремонту.

Любой вид ТО пожарной сигнализации должен осуществляться квалифицированными специалистами. Только в этом случае будет обеспечена работоспособность системы.

Чтобы пожарная сигнализация работала, как часы, заботиться о ней следует ежедневно. Поэтому список процедур по плановому ТО достаточно обширный:

Каждый день ответственные лица предприятия обязаны:

  • детально осматривать оборудование: контроллер, детекторы, оповещатели и шлейфы подключения на предмет наличия коррозии, налета и грязи, повреждений, а также проверять прочность креплений;
  • контролировать состояние пломб на центральном приборе управления;
  • проверять положение переключателей и исправность световой и звуковой индикации.

Раз в неделю проводятся такие работы:

  • контроль исправности подключения системы к основному источнику питания и наличия заряда у резервного источника;
  • в тестовом режиме выполняется переход с основного на аварийный источник питания;
  • проверяется работоспособность элементов системы;
  • устанавливается состояние сигнализации в целом с активацией;
  • в целях профилактики поломок изношенные или устаревшие детали заменяются на новые.
  1. Ежегодно специалисты компании-исполнителя осуществляют полную диагностику и проверку контрольно-приемного устройства, а также исследуют заземление на отдельных устройствах и на всей сети.
  2. Раз в 3 года контролируется целостность изоляции электрических сетей предприятия и измеряется сопротивление.

Мастера по ТО приезжают на объект ежемесячно и выполняют процедуры, описанные в 1 и 2 пункте. Каждый этап ТО пожарной сигнализации регистрируется в специальном журнале. После завершения всего цикла работ составляется акт о проделанных работах.

Журнал техобслуживания пожарной сигнализации

Ведение журнала ТО системы пожарной сигнализации обязательно. В нем фиксируются все процедуры, проводимые с оборудованием. Подобную документацию имеют на руках обе стороны — заказчик и компания по обслуживанию ПС.

В ходе государственной проверки нередко контролеры запрашивают оба журнала для сверки записей.

Оформление журналов регламентируется нормативными сводами и предполагает нумерацию страниц, прошивку листов и наложение печати и подписей на место шва.

Журнал регистрации работ по ТО и ремонту ПС отражает такие действия:

  • инструктажи по технике безопасности при эксплуатации ПС;
  • отключение и включение ПС или ее части для проведения ремонта;
  • отключение всей системы пожарной безопасности с целью ремонта;
  • завершение ТО.

После заполнения журнала рабочая ПС сдается заказчику для дальнейшего использования.