Обеспечение пожарной безопасности и безопасности
жизнедеятельности

Телефон: +7 (495) 797-65-01

Адрес: 125040, г. Москва, 1-я улица Ямского Поля, д.17, корп.12, офис 503

Анализ эвакуационных путей и выходов

Под понятием «эвакуация» подразумевается процесс, при котором люди организованно покидают помещение в случае угрозы действия опасных факторов пожара. Эвакуация происходит через эвакуационные пути и выходы.

Эвакуационный путь – ряд коммуникационных участков, по которым человек движется от места нахождения людей в место, безопасное для его пребывания. Эвакуационный выход – выход на путь эвакуации для попадания в безопасную зону.

Анализ эвакуационных путей и выходов понадобится для расчета пожарного риска. Кроме того, результаты анализа берут во внимание при написании противопожарных мероприятий, входят в состав декларации пожарной безопасности.

Эвакуация людей, эвакуационные входы и пути

При пожаре, в следствие возникновения пожароопасной ситуации, важно обеспечить и правильно организовать эвакуацию людей из помещений. Эвакуация людей – самостоятельное движение людей, где вероятно влияние опасных факторов пожара.

При анализе эвакуационных путей и выходов учитывают ряд немаловажных для обеспечения пожарной безопасности параметров. В число таких критериев входят:

  • точные габариты (размеры) пути эвакуации;
  • численность людей;
  • пропускная способность;
  • конструктивные особенности объекта.

Опасность, смертельные случаи при пожаре в большинстве случаев являются следствием паники, которая возникает при скоплении большого количества людей. В связи с этим на любом объекте в первую очередь следует определиться с числом и размерами эвакуационных путей и выходов. Выходов в любом здании должно быть такое число, чтобы люди без паники и молниеносно покинули помещение в случае возникновения очага возгорания.

Если оценивают объект, который уже передан в эксплуатацию, то размеры участков маршрута (длину, ширину) измеряют фактически, а полученные данные вносят в протокол или акт, подтверждающий осмотр здания (сооружения). Для анализа пути эвакуации на этапе проектирования используют готовые чертежные рисунки и пояснительные записки, с учетом толщины стен и указанных табличных сведений.

Анализ эвакуационных путей и входов

Для анализа эвакуационных путей и выходов нужно учитывать такой параметр как численность людей на объекте – по этому показателю рассчитывают плотность потока людей. Используя эти параметры, можно вычислить оказываемую на каждый участок нагрузку и время передвижения. Пропускную способность вычисляют с использованием математических моделей – она показывает число людей, которое проходит через тот или иной эвакуационный путь.

При анализе путей эвакуаций изучают и свойства маршрута:

  • присутствие на пути ограждений;
  • число подъемов и спусков;
  • наличие приборов освещения, которые помогают людям эвакуироваться.

Все эти показатели имеют немаловажное значение в процессе эвакуации людей, в связи с чем оценка производится после тщательного изучения помещений на объекте. В расчетах следует учитывать интенсивность распространения в зонах эвакуации влияния опасных факторов пожара.

Эвакуационные выходы и пути в любых помещениях не должны ничем загромождаться, обеспечивая открытый доступ людей к выходам и путям при пожаре. При наличии людей в помещениях двери выходов для эвакуации должны закрываться только с внутренней стороны, которые с легкостью открываются.

Любое напольное покрытие (ковры, дорожки) должно тщательно крепиться к поверхности пола, при этом покрытие должно быть экологически безопасным.

Для того чтобы в конечном итоге получить достоверные результаты следует брать во внимание не только особенности пути эвакуации, но и особенности находящихся в здании людей. Если речь идет о учреждении дошкольного типа, то строгие требования предъявляются к высоте ограждающих конструкций и минимальной длине маршрута, по которому эвакуируют детей. Если речь идет об реабилитационном центре, то тут особое внимание следует уделить оснащению путей и выходов пандусов, облегчающих передвижение людей с инвалидностью, что позволит в конечном итоге ускорить передвижение людей при пожаре.